05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 № 845/369; письма Министерства просвещения Российской Федерации от 13.01.2023 № 03-49 «О направлении методических рекомендаций»; Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Геройская средняя школа имени Ершова Василия Александровича» Сакского района Республики Крым. 1.3. Настоящее Положение является локальным актом ОО. 1.4. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ФГОС и федеральных образовательных программ; обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. 1.5. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в ОО являются: оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур; оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур. 1.6. Целями системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются: создание единой системы оценивания и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на образовательные достижения обучающихся; получение объективной информации об образовательных достижениях обучающихся, тенденциях их изменения и причинах, влияющих на их уровень; повышение уровня информированности участников образовательных отношений при принятии решений, связанных с образованием; принятие обоснованных управленческих решений администрацией ОО. 1.7. Задачами системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются: формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к их измерению; повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования; проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений обучающихся для успешной реализации ФГОС и внесение необходимых корректив в образовательную деятельность; обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательных отношений; содействие повышению квалификации педагогических работников, принимающих участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся. 1.8. Принципами построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся являются: объективность, достоверность, полнота и системность информации; реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости; открытость, прозрачность процедур оценивания; прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты; доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных групп потребителей; соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания. 1.9. Система оценивания в ОО на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней подходах: системно-деятельностном, уровневом и комплексном. 1.10. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. 1.11. Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется по отношению как к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений. Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала. 1.12. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через: оценку предметных и метапредметных результатов; использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования; использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе исследовательских) и творческих работ; использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка); использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий. 1.13. Система оценивания в ОО включает процедуры внутренней и внешней оценки. 1.14. Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам. Внутреннее (внутришкольное) оценивание включает: стартовую (диагностическую) работу, направленную на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования; комплексную (диагностическую) работу, направленную на оценку достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов; текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода; промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая проводится по итогам учебного года; итоговую оценку (четвертную, годовую), складываемую из результатов накопленной оценки по предмету. Предмет итоговой оценки: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании предмета с учетом формируемых метапредметных действий; психолого-педагогическое наблюдение, представляющее собой целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие воспитательных явлений и процессов; позволяющее контролировать и оценивать развитие личности обучающегося под влиянием учебных занятий, внеклассных мероприятий, взаимодействия с другими обучающимися, учителями, родителями, выполнения поручений и участия в разных видах деятельности; внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся, представляющий собой систематическое отслеживание образовательных результатов обучающихся для выявления соответствия (или не соответствия) планируемым результатам освоения обучающимися основных образовательных программ. Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов. 1.15. Внешняя оценка включает следующие оценочные процедуры: государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего общего образования); всероссийские проверочные работы как комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации; мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней (при наличии). 1.16. Успешность освоения программы первоклассниками характеризуется качественной оценкой в конце учебного года. 1.17. Успешность освоения учебных программ обучающихся со 2-го по 11-й класс определяется: 1.17.1. По пятибалльной шкале оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2», «1» (неудовлетворительно): «5» – глубокое понимание программного материала, безошибочный ответ, решение; «4» – правильное усвоение программного материала, отдельные незначительные неточности и ошибки; «3» – усвоение основных положений программного материала без способности оперировать ими на конструктивном уровне; «2» – плохое, поверхностное усвоение программного материала; «1» – полное отсутствие каких-либо знаний учебного материала. 1.17.2. По бинарной шкале оценивания: зачтено / не зачтено. При проведении бинарной системы оценивания применяются следующие критерии: зачтено – свидетельствует об осознанном освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале, и выставляется при посещении не менее 50% запланированных уроков и/или выполнении не менее 50% объема запланированной по предмету работы; не зачтено – свидетельствует о частичном освоении опорной системы знаний и частично правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале, и выставляется при посещении менее 50% запланированных уроков и/или выполнении менее 50% объема запланированной по предмету работы. 1.18. Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов являются электронный классный журнал, дневники наблюдений, портфолио, знаки ГТО и индивидуальные проекты в 9-х и 11-х классах. 1.19. Технология оценивания определяется в данном Положении на каждом уровне обучения. 2. Система оценивания на уровне начального общего образования 2.1. Система оценивания личностных результатов 2.1.1. Целью оценки личностных достижений обучающихся на уровне НОО является получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее влиянии на коллектив обучающихся. При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил взаимодействия с обучающимся с учетом его индивидуально-психологических особенностей развития. 2.1.2. Личностные достижения обучающихся, освоивших ООП НОО, включают две группы результатов: основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности; готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, активное участие в социально значимой деятельности. 2.1.3. Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник может осуществлять только оценку следующих качеств: наличие и характеристику мотива познания и учения; наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия; способность осуществлять самоконтроль и самооценку. Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно интегрировать с заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных учебных действий. 2.1.4. Оценка личностных достижений обучающихся проводится по результатам психолого-педагогического наблюдения и внутренних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Результаты, полученные в ходе этих оценочных процедур, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. 2.2. Система оценивания метапредметных результатов 2.2.1. Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. 2.2.2.В рамках внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся во втором полугодии во 2-х и 4-х классах проводится комплексная диагностическая работа на межпредметной основе: - для проверки читательской, математической и естественно-научной грамотности – письменная работа на межпредметной основе во 2 классе; - для проверки читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотности – письменная работа на межпредметной основе в 4 классе. 2.2.3. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности. 2.2.4. Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности: познавательных универсальных учебных действий; коммуникативных универсальных учебных действий; регулятивных универсальных учебных действий. 2.2.5. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий, базовых исследовательских действий, умение работать с информацией. 2.2.6. Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у обучающихся следующих умений: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. 2.2.7. Овладение базовыми исследовательскими действиями обеспечивает формирование у обучающихся следующих умений: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать с помощью педагогического работника цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. 2.2.8. Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2.2.9. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная деятельность. 2.2.10. Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. 2.2.11. Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. 2.2.12. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок). 2.2.13. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе мониторинга. В текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании. 2.2.14. В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных учебных действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий для оценки сформированности универсальных учебных действий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке функциональной грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. 2.3. Система оценивания предметных результатов 2.3.1. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение. 2.3.2. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. 2.3.3. Основным предметом оценки результатов освоения ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах действий, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 2.3.4. Для оценки предметных результатов освоения ООП НОО используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность. 2.3.5. Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области знания или вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов. 2.3.6. Обобщенный критерий «применение» включает: использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе; использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач (проблем), в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебнопроектной деятельности. 2.3.7. Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций. 2.3.8. Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего и итогового контроля. 2.3.9. Особенности оценки предметных результатов по отдельным учебным предметам фиксируются в локальном нормативном акте ОО «Критерии оценивания предметных результатов по отдельным учебным предметам». 2.3.10. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно включать: перечень итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая; устно (письменно), практика); требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию в соответствии с локальным нормативным актом ОО; график контрольных мероприятий. 2.4. Процедуры оценивания на уровне НОО 2.4.1. Стартовая диагностика проводится администрацией ОО с целью оценки готовности к обучению на уровне начального общего образования. 2.4.2. Стартовая диагностика проводится в начале 1-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счетом. 2.4.3. Оценивание обучающихся 1-го класса осуществляется в форме словесных качественных оценок, а также письменных заключений учителя по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение первого года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков. 2.4.4. Успешность усвоения программ обучающимися 1-го класса характеризуется качественной оценкой. Учитель составляет Лист индивидуальных достижений обучающегося по каждому учебному предмету (приложение). 2.4.5. Процедура оценивания на уровне НОО, начиная со 2-го класса: текущая оценка результатов обучения выставляется в виде отметок «5», «4», «3», «2», «1»; итоговая оценка результатов обучения (четвертная, годовая) выставляется в виде отметок «5», «4», «3», «2», «1», зачтено/не зачтено и Н/А; промежуточная аттестация – в соответствии с локальным нормативным актом ОО. 2.4.6. Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. 2.4.7. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. 2.4.8. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом особенностей учебного предмета. 2.4.9. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса. 2.4.10. Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом ОО. 2.4.11. Итоговая оценка (четвертная, годовая) является процедурой внутренней оценки образовательной организации и складывается из результатов накопленной оценки по предмету. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании предмета с учетом формируемых метапредметных действий. 3. Система оценивания на уровне основного общего образования 3.1. Система оценивания личностных результатов 3.1.1. Оценка личностных результатов обучающихся на уровне ООО осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС ООО. 3.1.2. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. 3.1.3. Во внутреннем мониторинге проводится оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, Российской Федерации, общественнополезной деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов. 3.1.4. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. 3.2. Система оценивания метапредметных результатов 3.2.1. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ФОП ООО, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий. 3.2.2. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности. 3.2.3. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); овладение познавательными универсальными учебными действиями (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач); овладение коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером); овладение регулятивными универсальными учебными действиями (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания). 3.2.4. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. 3.2.5. В рамках внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся во втором полугодии в 5-8 классах проводятся комплексные диагностические работы на межпредметной основе: для проверки читательской грамотности – письменная работа на межпредметной основе в 5 и 7 классах; для проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью в 6 и 8 классах; для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов. Защита итогового индивидуального проекта осуществляется в 8-9-х классах в соответствии с локальным нормативным актом ОО. 3.3. Система оценивания предметных результатов 3.3.1. Предметные результаты освоения ФОП ООО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение. 3.3.2. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. 3.3.3. Основным предметом оценки является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной грамотности. 3.3.4. Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность. 3.3.5. Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов. 3.3.6. Обобщенный критерий «применение» включает: использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе; использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебнопроектной деятельности. 3.3.7. Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций. 3.3.8. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной жизни. 3.3.9. Оценка предметных результатов освоения ООП ООО осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего и итогового контроля. 3.3.10. Особенности оценки предметных результатов по отдельным учебным предметам фиксируются в локальном нормативном акте ОО «Критерии оценивания предметных результатов по отдельным учебным предметам». 3.3.11. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно включать: перечень итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая; устно (письменно), практика); требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию в соответствии с локальным нормативным актом ОО; график контрольных мероприятий. 3.4. Процедуры оценивания на уровне ООО 3.4.1. Процедура оценивания на уровне ООО: текущая оценка результатов обучения выставляется в виде отметок «5», «4», «3», «2», «1»; итоговая оценка результатов обучения (четвертная, годовая) выставляется в виде отметок «5», «4», «3», «2», «1», зачтено/не зачтено и Н/А; промежуточная аттестация – в соответствии с локальным нормативным актом ОО. 3.4.2. Стартовая диагностика проводится администрацией ОО с целью оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования. 3.4.3. Стартовая диагностика проводится в начале 5-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Кроме этого, стартовая диагностика может проводится при введении нового учебного предмета в октябре: 6 класс – обществознание; 7 класс – алгебра, геометрия, вероятность и статистика, физика; 8 класс – химия. 3.4.4. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаковосимволическими средствами, логическими операциями. 3.4.5. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 3.4.6. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. 3.4.7. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. 3.4.8. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. 3.4.9. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом особенностей учебного предмета. 3.4.10. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса. 3.4.11. Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры: стартовая диагностика; оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов; оценка уровня функциональной грамотности; оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника, осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся. 3.4.12. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического работника. 3.4.13. Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом ОО. 3.4.14. Итоговая оценка (четвертная, годовая) является процедурой внутренней оценки образовательной организации и складывается из результатов накопленной оценки по предмету. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании предмета с учетом формируемых метапредметных действий. 3.4.15. Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки в форме ГИА-9. 4. Система оценивания на уровне среднего общего образования 4.1. Система оценивания личностных результатов 4.1.1. Оценка личностных результатов обучающихся на уровне СОО осуществляется через оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС СОО. 4.1.2. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность. 4.1.3. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на общепринятых в профессиональном сообществе методиках психолого-педагогической диагностики. 4.1.4. Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, Российской Федерации, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов. 4.1.5. Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. 4.2. Система оценивания метапредметных результатов 4.2.1. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ФОП СОО, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также систему междисциплинарных (межпредметных) понятий. 4.2.2. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности. 4.2.3. Основные объекты оценки метапредметных результатов: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); способность использования универсальных учебных действий в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. 4.2.4. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией ОО в ходе внутреннего мониторинга. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. 4.2.5. В рамках внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся во втором полугодии в 10-11 классах проводятся комплексные диагностические работы на межпредметной основе: для проверки читательской грамотности – письменная работа на межпредметной основе в 10 классе; для проверки цифровой грамотности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью в 10 классе; для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов в 10 или 11 классе в соответствии с локальным нормативным актом ОО. 4.3. Система оценивания предметных результатов 4.3.1. Предметные результаты освоения ФОП СОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение. 4.3.2. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. 4.3.3. Основным предметом оценки является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной грамотности. 4.3.4. Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность. 4.3.5. Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов. 4.3.6. Обобщенный критерий «применение» включает: использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе; использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач (проблем), в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебнопроектной деятельности. 4.3.7. Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций. 4.3.8. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной жизни. 4.3.9. Оценка предметных результатов освоения ООП СОО осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего и итогового контроля. 4.3.10. Особенности оценки предметных результатов по отдельным учебным предметам фиксируются в локальном нормативном акте ОО «Критерии оценивания предметных результатов по отдельным учебным предметам». 4.3.11. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно включать: перечень итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая; устно (письменно), практика); требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию в соответствии с локальным нормативным актом ОО; график контрольных мероприятий. 4.4. Процедуры оценивания на уровне СОО 4.4.1. Процедура оценивания на уровне СОО: текущая оценка результатов обучения выставляется в виде отметок «5», «4», «3», «2», «1»; итоговая оценка результатов обучения (четвертная, годовая) выставляется в виде отметок «5», «4», «3», «2», «1», зачтено/не зачтено и Н/А; промежуточная аттестация – в соответствии с локальным нормативным актом ОО. 4.4.2. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки готовности к обучению на уровне среднего общего образования. 4.4.3. Стартовая диагностика проводится в начале 10-го класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. 4.4.4. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаковосимволическими средствами, логическими операциями. 4.4.5. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 4.4.6. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. 4.4.7. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. 4.4.8. Объектом текущей оценки являются планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. 4.4.9. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом особенностей учебного предмета. 4.4.10. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса. 4.4.11. Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры: стартовая диагностика; оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов; оценка уровня функциональной грамотности; оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника, осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся. 4.4.12. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического работника. 4.4.13. Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом ОО. 4.4.14. Итоговая оценка (четвертная, годовая) является процедурой внутренней оценки образовательной организации и складывается из результатов накопленной оценки по предмету. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании предмета с учетом формируемых метапредметных действий. 4.4.15. Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки в форме ГИА-11. Приложение к Положению о системе оценивания образовательных достижений обучающихся Лист индивидуальных достижений Ученик_______________________________________ класс_____________ Учитель ____________________________ предмет: чтение № 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 Формируемые навыки и умения Темп Количество слов чтения Способ По буквам чтения Отрывистое слоговое Плавное слоговое Слог + слово Словами Правил Замена ьность Пропуск Перестановка Добавления Искажения Повторы Ударение Выраз Паузы итель- Логическое ударение ность Интонация Громкость и внятность Осозна Понимание слова нность Понимание содержания каждого из предложений Понимание содержания отдельных частей Понимание основного смысла всего текста Пересказ текста Чтение по ролям Озаглавить текст Ориентировка в оглавлении книги 1 четверть 2 четверть дата 3 четверть 4 четверть Май итог Лист индивидуальных достижений Ученик_______________________________________ Класс ______________ Учитель ____________________________ предмет: русский язык № 1 четверть 2.1 Называет, приводит примеры гласных звуков Называет, приводит примеры согласных звуков Называет, приводит примеры твердых и мягких звуков Называет, приводит примеры звонких и глухих звуков Четко и правильно произносит все звуки речи 2.2 Различает устную и письменную речь Различает звуки и буквы Различает гласные и согласные звуки Различает твердые и мягкие согласные звуки Различает звонкие и глухие согласные звуки Различает звук, слог, слово Различает слово и предложение 2.3 Строит модель предложения Делает звуковой анализ слов Пишет заглавную букву в именах Правильно пишет ЧА-ЩА Правильно пишет ЧУ-ЩУ Правильно пишет ЖИ-ШИ Пишет заглавную букву в начале предложения Ставит точку в конце предложения Знает основные правила переноса Пишет изученные слова с непроверяемыми орфограммами Записывает под диктовку слова и предложения, где орфоэпия и орфография совпадают Списывает предложения и тексты (12-15 слов) 2 четверть 3 четверть 4 четверть Май итог Лист индивидуальных достижений Ученик_______________________________________ Класс ______________ Учитель __________________________ предмет: окружающий мир № 1 четверть 3.1 Знает имя, адрес, город, страну, столицу Знает помещения школы Знает основные правила здорового образа жизни Знает основные правила культурного поведения Знает основные ПДД Знает признаки времен года Приводит примеры растений и животных данной местности Приводит примеры растений разных групп Приводит примеры животных разных групп Приводит примеры растений разных групп Знает условия жизни растений и животных 3.2 Различает объекты природы и изделия человека Различает объекты живой и неживой природы 3.3 Выполняет режим дня Определяет время по часам Выполняет правила поведения в опасных для жизни ситуациях 3.4 Классифицирует представителей растительного мира Классифицирует представителей животного мира 2 четверть 3 четверть 4 четверть Май итог Лист индивидуальных достижений Ученик_______________________________________ Класс ______________ Учитель ___________________ предмет: математика 1 полугодие № 1 четверть 4.1 Знает числа от 0-20 Знает состав чисел до 10 наизусть Знает геометрические фигуры Знает геометрические тела 4.2 Умеет записывать числа до 20 цифрами Умеет считать до 10 и обратно Умеет пересчитывать предметы, результат выражать числом Умеет сравнивать числа до 10 Умеет классифицировать по признаку Умеет выделять из множества предметы Умеет ориентироваться в пространстве Умеет сравнивать предметы по форме, размеру, цвету Умеет измерять длину отрезка с помощью линейки 4.3 +1 +2 +3 +4 +5 +10 4.4 -1 -2 -3 -4 -5 -10 2 четверть Итог Лист индивидуальных достижений Ученик_______________________________________ Класс ______________ Учитель ___________________ предмет: математика 2 полугодие № 3 четверть 4.1 Знает числа от 0-20 Знает состав чисел до 10 наизусть Различает понятия «число и цифра» Знает и умеет соотносить единицы длины (см, дм) Пользуется линейкой и циркулем для сравнения длин отрезков Знает названия геометрических фигур и тел 4.2 Умеет строить отрезок натурального ряда чисел Умеет считать до 20 и обратно Владеет терминами: неравенство, равенство, выражение Умеет сравнивать числа до 20 Умеет классифицировать по признаку Называет компоненты и результаты действия сложения Называет компоненты и результаты действия вычитания Складывает и вычитает «круглые десятки» Составляет из равенств на сложение равенства на вычитание (и наоборот) Знает переместительное свойство сложения Умеет строить прямую с помощью линейки 4.3 Знает единицы массы (кг) Моделирует отношения «столько же», «больше», «меньше» Моделирует отношения «больше на», «меньше на» 4 четверть Итог Лист индивидуальных достижений Ученик _______________________________________ класс ________________________ Универсальные учебные действия № УУД 1 четв 5.1 личностные 5.2 коммуникативные 5.3 познавательные понимает свою новую социальную роль ученика принимает и выполняет правила школьной жизни идентифицирует себя по национальной принадлежности, понимает, что есть люди других национальностей соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу проявляет учебно-познавательный интерес к учебному процессу ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей выполняет требования по соблюдению здорового образа жизни умеет слушать и понимать речь других вступает в учебный диалог соблюдает нормы речевого этикета оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя) умеет задавать простые вопросы по учебному материалу и отвечать на них понимает, что у других людей есть своя точка зрения умеет выражать свои мысли полно в устной форме (2-4 предложения) частично соотносит известное содержание с неизвестным с помощью учителя ориентируется в учебной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре) находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях устанавливает причинно – следственные связи под руководством учителя умеет моделировать пользуется знаками, символами, моделями, схемами (приведёнными в учебнике) подробно пересказывает небольшие тексты 2 четв дата 3 четв 4 четв Май итог 5.4 регулятивные сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает строит эмоциональные рефлексивные высказывания принимает учебную задачу, поставленную учителем формулирует совместно с учителем учебную задачу определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя составляет элементарный план действий при работе в группе осуществляет контроль выполненной работы с образцом различает способ и результат действия осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя высказывает предположение по поводу способа действия вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом адекватно воспринимает оценку учителя организовывает рабочее место готовит необходимые инструменты для урока удерживает организованное поведение во время урока